пятница, 5 мая 2017 г.

Хотите узнать главный секрет йоги? Он раскрывается в «Йога-сутрах Патанджали».


«Йога - это объединение, соединение всех аспектов бытия. Главная цель йоги - приведение себя в состояние полноты и целостности. Постоянство в природе наблюдателя - есть йога».
Шри Шри Рави Шанкар

"Йога-сутры" Гуру Патанджали - основополагающий источник классической Йоги. В этом, небольшом по объему, труде сконцентрировано выражена многовековая мудрость. Этот трактат одинаково уважаем как в среде академических ученых, так и среди практикующих йогов. По этой причине, эти сутры считаются основополагающим трактатом по йоге очень большим кругом специалистов.

Классический труд "Йога-сутры" был написан мудрецом Патанджали примерно во втором веке до н.э. Он обобщил опыт прошлых поколений, собиравших и выверявших эти знания, собрал изречения и выпустил трактат в виде сутр – поучительных изречений, в чём заключается его великая заслуга перед человечеством. "Йога-сутры" состоят из 194 афоризмов, которые раскрывают смысл йоги, описывают средства для достижения цели и препятствия, стоящие на пути практикующего йогу. Средства йоги Патанджали представил в виде восьми ступеней поиска своей души, и называют её восьмиступенной или восьмичастной йогой Патанджали.

Патанджали – великий учёный внутреннего пространства. Его подход – подход научного ума: он не поэт. И в этом отношении он очень редок, потому что те, кто вошли во внутренний мир, почти всегда были поэтами, а те, кто вошли во внешний мир, почти всегда были учёными.

Патанджали – редкий цветок. Несмотря на обладание научным умом, он совершил путешествие вовнутрь. Вот почему в мире он стал первым и последним: он есть альфа и омега. За пять тысяч лет никто не смог усовершенствовать его достижение, его трактат до сих пор считается единственным в своем роде, концентратом всего знания о йоге. Кажется, его нельзя усовершенствовать. Он останется последним словом потому, что само сочетание невозможно. Если вы обладаете научным подходом, это означает, что войти во внутреннее практически невозможно.

К сожалению, «Йога-Сутры Патанджали» очень трудны для самостоятельного изучения, понимания и освоения современными практикующими йогами по целому ряду причин, среди которых следует упомянуть такие как отсутствие адекватных терминов в европейских языках для перевода основных понятий в йоге (слова Самаддхи, Читта, Манас и др.), предельная краткость изложения (афоризмы крайне лаконичны), кросскультурные трудности незнания среды, в которой этот трактат был написан и многое другое.

В 1995г. Шри Шри Рави Шанкар провел беседы- комментарии, разъясняя смысл Йога Сутр Патанджали - собрания всего знания о йоге, сделав его доступным для понимания обычного человека. Комментарии состоят из 10 видео лекций, выдержки из которых мы и приводим здесь в текстовом формате.  

=============================================

Не так давно в «Искусстве Жизни» начался проект по изучению древних писаний, к коим относятся и Йога Сутры Патанджали. Нашей Тане Орловой (которая стойко проводит занятия по Падмасадане в нашем АОЛ Центре уже в течение 4 лет) посчастливилось попасть на этот проект и прослушать толкования сутр Ш.Ш. Рави Шанкаром, и детальный разбор сутр по значению и словам.
Поэтому ниже то, что черным цветом – это комментарии Шри Шри Рави Шанкара
То, что синим цветом – это комментарии с курса по изучению писаний.
=========================================

Комментарии к Йога-сутрам Патанджали...

Йога-сутра Патанджали проливает свет на силу дыхания, неразрывно связанного с деятельностью ума. Вот что в них говорится на этот счет.

II.49. tasmin sati åvâsa-praåvâsayor gati-vicchedaï prâñâyâmaï

Tasmin sati shvasaprashvasayorgativichchhedah pranayamah
(После принятия асаны пранаяма есть остановка выполнения вдоха и выдоха).

Tasmin – на том;
Sati – будучи (сделанным);
Shvasaprashvasayah – вдох, выдох;
Gati – движение;
Vichchhedah – перерыв, остановка;
Pranayamah – пранаяма.

В той или иной асане прерывание потока дыхания – это естественно. Здесь Патанджали говорит: «Прерывание естественного потока, потому что наш поток дыхания вовсе не естественный». Наше дыхание стало очень неестественным, благодаря нашей неестественности, и теперь то, что естественно, для нас является неестественным! Нам нужно это изменить. А как это сделать? Не просто принять дыхание таким, какое оно есть. Нет. Gati vicchedaï, прервите поток дыхания, дышите осознанно, глубоко, продолжительно, едва уловимо, со счетом, перенося внимание на разные места. Это уже следующая сутра.

II.50. bâhyâbhyantara-stambha-vëttir deåa-kâla-saòkhyâbhiï-paridëæøo dîrgha-sûkæmaï

bahya abhyantara stambha vrittih desha kala sankhyabhih paridrishtah dirgha sukshmah
(Пранаяма бывает внешняя, внутренняя или сдержанная; решулируется местом, временем и количеством и становится проделанной и тонкой).

Bahya – внешний;
Abhyantaraвнутренний;
Stambhavrittih стадия сдерживания;
Deshaдеша;
Kalaвремя;
Sankhyabhihколичество;
Paridrishtahизмеренный;
Dirgha – продленный;
Sukshmah – тонкий.

В этой одной сутре Патанджали описывает практически все пранаямы. Всего лишь в одной сутре. «Вдох, задержка, выдох, задержка, - все это с определенным счетом, направляя внимание на разные части тела, и заканчиваем».


II.51. bâhyâbhyantara-viæayâkæepî caturthaï

bahya abhyantara vishaya akshepi chaturthah
(Четвертая пранаяма – это та, которая выходит за пределы внутреннего и внешнего объекта).

Bahya – внешний;
Abhyantara – внутренний;
Vishaya - объект;
Akshepi – выходящий за пределы;
Chaturtha - четвертый.

Он говорит, что есть еще одна пранаяма, которая возникает автоматически, когда все мысли, идеи, объекты оставляют ум. Тогда начинается естественная пранаяма. Она очищает ум от всей нечистоты. Это четвертая пранаяма. Вâhyâbhyantara-viæayâkæepî caturthaï. И Патанджали снова подчеркивает, что пранаяме необходимо обучаться под руководством опытного учителя. Не следует ее выполнять самому, только под опытным руководством! Но когда вы идете глубоко внутрь, пранаяма просто происходит. Нарушается установившийся тип дыхания. Оно принимает свой собственный другой ритм. Это четвертый тип пранаямы.

Каков же эффект пранаямы?

II.52. tataï kæîyate prakâåâvarañam

tatah kshiyate prakashavaranam
(Посредством этого то, что скрывает свет, исчезает).

Tatah – посредством этого
Kshiyate – исчезает, удаляется
Prakasha - свет
Varanam – скрывающий, покрывающий

Она уменьшает плотность завесы вокруг света. Вы есть свет, но вы об этом не знаете из-за слишком плотной железной завесы вокруг вас. Пранаяма уменьшает плотность этой железной завесы, делая ее более прозрачной, и вы способны увидеть, что вы есть свет. Tataï kæîyate prakâåâvarañam. В этом состоит польза пранаямы.

Есть и еще одна польза.

II.53. dhârañâsu ca yogyatâ manasaï

dharanasu cha yogyata manasah
через пранаяму развивается годность ума для концентрации)

Dharanasu – в дхаране;
Cha – и;
Yogyata - годность;
Manasah - ума.

Ум обретает способность сосредотачиваться на любой точке тела, на чем угодно. Он приобретает способность иметь намерение. До сих пор у вас не было намерений. Вы двигались, словно в толпе. Внутри не было вас. Но теперь, благодаря пранаяме, возникает ясность, и вы обретаете способность иметь намерение, направление. Вот почему после тщательного выполнения пранаямы вы замечаете большую ясность, стабильность, спокойствие ума. Вы способны ощущать свое тело, и даже погружаться в медитацию.

II.54. sva-viæayâsamprayoge cittasya svarûpânukâra ivendriyâñâm pratyâhâraï

sva vishaya asamprayoge chittasya svarupe anukarah iva indriyanam pratyaharah
(Пратьяхара есть как бы подражание органов чувств уму посредством их удаления от соответствующих объектов)

Sva – свой собственный;
Vishaya – объект;
Asamprayoge – не приходящий в контакт;
Chittasya – ум, относящийся к уму;
Svarupe – собственная форма;
Anukarah – подражание;
Iva – как если;
Indriyanam – чувств;
Pratyaharah – удаление.

Ум привык цепляться за объекты чувств. Вот для чего существуют различные управляемые медитации: дать уму другие объекты, чтобы зацепиться. Это называется pratyâhâraï, что означает «замена пищи для ума». Замена для ума, помогающая направить ум внутрь. Допустим, вы потанцевали, это тоже была своего рода замена. И после танца вы говорите: «Как это было прекрасно!» Это называется pratyâhâraï, замена пищи для ума, помогающая ему погрузиться внутрь.

II.55. tataï paramâ vaåyatendriyâñâm

tatah parama vashyata indriyanam
(Это есть высшее господство над органами чувств посредством пратъяхары)

Tatah – посредством чего;
Parama- высший;
Vashyata – господство;
Indriyanam – чувств.

Это объединяет все наши чувства, наше тело воедино, в одно целое. Вы чувствуете себя одним целым. Вам ведь приходилось испытывать такое после медитации? «Я – одно целое. Я – целостный!». Об этом еще говорил Иисус: «Я пришел для того, чтобы придать вам целостность, сделать вас совершенным человеком». Когда вы выполняете Крию, поете на сатсанге, вы испытываете именно такое чувство. Вы становитесь целым. Tataï paramâ vaåyatendriyâñâm. Тогда ваши чувства подчиняются вам, вы уже не идете у них на поводу. Наступает такая удовлетворенность, покой и радость, такое чувство подъема и полноты! В этом заключается действие pratyâhâraï.