пятница, 5 мая 2017 г.

Увлекательное путешествие в йога-аюрведа тур к морю с Тахиром Хаеровым, в сказочную страну, родину древних ведических знаний – Индию, штат Керала, побережье Ковалам! От Ирины Аланд (г.Нарва), апрель 2017г.

Записки…

с 18-31 марта 2017 г. были  в Йога-Аюрведа  туре  с  Тахиром  Хаеровым,  учителем  курсов "Искусства Жизни" и одним из основателей «Академии Аюрведы», всероссийского проекта «Школа здорового питания».

Сначала узнали про поездку на Бали с Константином Хачатуряном, но там питаться предполагалась самостоятельно и билеты получались дороже, так как дальше лететь и в сумме нам показалось, что это будет дорого…
А поехать хочется…

И тут Марине «совершенно случайно» попалась ссылка про йога-тур:
тут рекомендую сначала прочитать на сайте описание тура (нажать на «показать полностью»…) Описание тура составлено исчерпывающе, на мой взгляд все понятно. Кстати, там фото с 7 апреля до 20 марта – это с нашей поездки.
потом еще прочитать (нажать на «Пошаговое руководство: полное описание программы; как забронировать место; как купить билеты; как сделать визу; что с собой взять; как мы встречаемся.»)

Эту инструкцию Тахир нам продублировал письмом, удостоверился, что мы письмо получили. Если прочитать полностью инструкцию, становится понятно, что все разжевано…и в рот положено, но, несмотря на это, Тахир оперативно отвечал на все наши вопросы ВКонтакте. По приезду была создана группа в Ватсапе, где рассылались все объявления и полезная информация и народ обменивался фотками.

Группа была 38 человек. Приехали отовсюду – Питер, Москва, Красноярск, Новосибирск, Лондон, Швейцария, Швеция, Латвия, Казахстан, Эстония…всех не выучила…
На сегодняшний день цена тура стоит 900 долларов, мы ездили еще за 830, но видимо жизнь не стоит на месте.
======================

Итак, начали с поиска дешевых билетов. Опыта такого не имели, долго мучились, в итоге купили за 493 евро в обе стороны со всеми пересадками:
Аэрофлот – вылет из Питера 14 марта в 12,30, (пересадка в Москве Шереметьево – 1час35мин со сменой терминала), прилет в Дели 14 марта в 23,45 местного времени. Багаж сдавали в Питере, получали в Дели.
В Дели 21 час свободного времени.

Эйр Индия – вылет из Дели 15 марта в 20,30, (пересадка в Бангалоре 8час20мин ночью), прилет в Тривандрум 16 марта в 8,40. Багаж сдавали в Дели, получали в Тривандруме.
В Тривандруме на встречал Тахир, на машинах (этим рейсом нас пятеро прилетело) доехали до города Ковалам (примерно час езды), заселились в номер. Первые ощущения при выходе из аэропорта – попал в баню. Влажность высокая и температура где-то 31 градус. Но я тепло люблю, мне нравилось.

Мы приехали на 2 дня раньше начала тура и уезжали на день позже, поэтому к стоимости плюсуем еще по 25 долларов в день за номер при двухместном размещении. 25долХ3дня=75. 75/2чел=37,50дол на каждого.

Закончу про билеты. Обратно летели:
Эйр индия – вылет из Тривандрума 1 апреля в 19,45, прилет в Дели 1 апреля в 22,35.
В Дели пробыли 2 суток с небольшим, улетали так:
Аэрофлот – вылет из Дели 4 апреля в 1,30, (пересадка в Москве Шереметьево 1час55мин) прилет в Питер 4 апреля в 8,30. Багаж сдавали в Дели, получали в Москве, проходили таможенный контроль, сдавали снова и потом получали в Питере.
Про маршрут и самолеты:
Столько пересадок и такие перерывы – чтобы дешевле и самое главное – побыть в Дели на обратном пути.
К компании Эйр Индия претензий нет – все по графику и в самолете даже ногам просторнее было. А от Бангалора вообще можно было лежать на трех креслах.

Аэрофлот.
В Питере нам выдали посадочные талоны на оба рейса до Дели. В них был указан номер выхода и т.п. В Москве мы выскочили из самолета на тропу и понеслись быстрее лани в другой терминал. Примчались на 10 мин раньше начала посадки к указанному выходу. Но почему-то возле него не было ни работников, ни пассажиров. Это настораживало. После выяснения оказалось, что изменили выход и надо нестись обратно в тот терминал, откуда мы стартовали…до посадки - времени 10 минут, а дорога обратно занимает 15 минут, если быстро идти. Но, слава богу, вылет задержали, так что успели и добежать и отдышаться.

Вывод:
- Прежде чем куда-то бежать, посмотри на табло лишний раз, сличи буквы на посадочном талоне…а еще лучше – спроси у дяденьки в форме.
- 1,5 часа на пересадку – это мало
На обратном пути из Дели вылет задержали, следовательно в Москву прилетели позже, и от этих полутора часов почти ничего не осталось, кроме наших нервов. К тому же один из двух чемоданов Марины потерялся и пока выясняли где он может быть, наш самолет улетел. После пропевания мантры «Ом нама Шивая» выяснилось, что Маринин чемодан самостоятельно улетел в Питер, нам выписали новые билеты и мы полетели…)))
Этот рассказ был к тому, что таки мало 1,5 часа на пересадку.

Еще в Аэропорту Дели при сдаче багажа спрашивали, нет ли в чемоданах зажигалок, батарей и кокосов. Тех пассажиров, кто все-таки сдал чемодан с зажигалками и прочим – вычисляли, вели под белы ручки в багажное отделение, и там надо было изъять из своего чемодана то, что не положено к провозу (помним, что чемодан уже замотан пленкой). Это я так подробно знаю, ибо меня водили…))) Я все удивлялась, как это они так все вычислили и запомнили, и вообще, аэропорт большой, и не заблудятся ведь! Короче – СЛАВА Индийскому аэрофлоту!!! Безопасность полетов под контролем!

В Дели, когда у нас был 21 час свободного времени, мы взяли такси в аэропорту и поехали в отель, который забронировали на обратном пути, чтобы убедиться, что выбор был правильным. Бронировали на сайте Букинг. Выбрали отель, который близко от аэропорта, с круглосуточной стойкой регистрации и, самое главное, там была волшебная фраза «мы говорим на вашем языке»! Поскольку английским мы ни разу не владеем, это было то, что нужно.

Таксист долго возил нас по темным закоулкам, пытался высадить на другой улице, где дороже отели, но все же довез нас до отеля, который мы хотели. В отеле все спали, мест не было, на дворе ночь. Мы долго объясняли, что нам всего 3 часа поспать, а потом мы поедем на шопинг…Разговор на «нашем языке» был такой: парень говорит в телефон и телефон пишет перевод на русском. Я этот перевод понимаю. Я говорю на русском в телефон, телефон опять что-то пишет, парень этот перевод не понимает. Вот и весь разговор на нашем языке.
Видимо индийские сердца не камень, нас все-таки поселили в номер за 1000 рупий/сутки. Номер страшненький, но нам было уже все равно. Сразу рухнули в кровать. Утром направились в город. На ресепшене мальчики нам долго втолковывали, что надо освободить номер. Оказывается, в 12 часов дня у них меняются сутки и если остаешься в номере хоть на час, платить за следующие сутки надо. Сошлись на том, что чемоданы из номера мы вынесем на ресепшн и пойдем гулять, а вечером придем, они нам вызовут такси и поедем в аэропорт. В принципе это выгоднее, чем сдавать чемоданы в камеру хранения.

Кстати о камерах хранения. В Шереметьево мы умножили в столбик, сколько бы мы заплатили за одну сумку с верхней одеждой и сапогами на 3 недели (одежду мы оставили в машине у знакомого таксиста, который нас привез). Сумма вышла 111 евро.
Наконец все уладилось, и мы направились в метро, чтобы ехать на Коннот-плейс – это деловой центр Дели.

На метро мы решили ехать, посмотрев ролик:
но в ролике они ехали из аэропорта, а мы со следующей станции - Aero City до New Deli, потом пересели на желтую линию и до Rajiv Chowk одну станцию проехали. Это чтобы попасть в самый центр по карте. Но желтая линия – менее комфортная, к тому же оказалось, что можно выйти на Shivaji Stadium metro station – это станция на этой же линии, перед New Deli, к тому же стоимость поездки зависит от дальности следования. В целом поездка обходилась от 60 до 80 рупий в один конец на одного. Времени занимало около 1,5 часов от отеля до центра.

Если выйти на Shivaji Stadium metro station и пойти направо (в сторону центра), то можно посетить Hanuman mandir и рядом Ganesh mandir. Это храмы Хануману, Ганешу и другим божествам. Возле храмов продаются цветочные гирлянды, подношения и сладости. Мы сходили, фотографировать не стали, наверное, нельзя, да и некорректно.

В этот первый день на Мэйн-базар мы не попали, оставили его на обратный путь.
В Бангалоре ночь коротали посещением всех круглосуточных магазинов аэропорта и вздремнули на диванчиках.
=================

Вот наконец мы в штате Керала – родине Аюрведы.

Все что перечислено у Тахира в описании тура – все было предоставлено, несмотря на огромный объем материала. Мы исписали по целой тетрадке формата А4 бесценных лекций. И увезли по 4 Гигобайта раздаточного материала, включая рецепты, музыку и прочее. Тахир раздал нам по железячке для чистки языка, научил ей пользоваться ))), выдал по банке чаванпраша и ашваганды и спрашивал, не забываем ли мы принимать как сказано. После ежедневного масляного массажа пили разные свежевыжатые соки.
Лекции были на разные темы, приведу пример:

Про еду. Нам еда нравилась. Причем, когда после курса мы сами питаться стали в других местах, тогда еще больше почувствовали, как же вкусно и сбалансировано нас кормили!
И с любовью готовили!
Чуть не забыла! Еду нам подавал сам Кришна!
Так звали молодого человека, который раздавал еду. А его напарника звали Тэджас.

Дальше цитирую Интернет: (кое-где буду вставлять комменты)
Штат Керала на юге Индии известен как тропический рай с открыточными пальмами и белопесчаными пляжами. Ещё бы! Штат представляет собой узкую полосу прибрежной территории, которая спускается к Аравийскому морю, образуя пышные зелёные террасы.

Горы, кокосы, волны, специи, купание, предметы искусства — вот вам краткий перечень того, чем хороша Керала. Кроме того, это ещё и наиболее спокойный штат в стране, и здесь прекрасно уживаются всевозможные религии и начинания: индуистские храмы соседствуют с мечетями, христианские церкви — с синагогами; места для дикого экотуризма с роскошными курортами для аюрведического лечения.

Добавьте сюда ещё девственные тропические леса, прекрасные высокие голубые горы и ненормальное разнообразие отелей на любой вкус и кошелёк — и вы получите квинтэссенцию хорошего отдыха. Вишенка на торте: в Керале пока ещё не так много русских туристов, хотя год от года становится всё больше — так что, поторопитесь!
Столица Кералы  Тривандрум (на самом деле — Тируванантапурам, но мы же не будем пользоваться этим названием?). Второй по численности населения город  Кочи (Кочин). Официальный язык  малаялам.

Кстати о языке. На слух впечатление, что это дети балуются, а не говорят, на бумаге это не передать вобщем.
Штат был создан в 1956 году и основным определением границы являлось распространение языка малаялам. Название Керала буквально означает «земля кокосовых орехов». С малаямского языка слово Кера означает дерево кокосовой пальмы, а алам — землю.
Коренные жители региона называют себя «малаяли» (букв. «хозяева гор»), а свою страну — либо Малаялам, либо Керала.

Штат Керала занимает первое место в Индии по грамотности населения (свыше 90 %). Кроме того, это единственный штат Индии, где число женщин превосходит число мужчин. Проведена почти полная телефонизация всех деревень. Вышеперечисленные факты объясняются, в основном, политикой, проводимой коммунистическими правительствами штата, а также высокой долей христиан и мусульман (старейшую в Индии христианскую общину основал в Керале в IV в. Фома Канский).

Существенную часть доходов штата составляют денежные переводы из-за рубежа (керальцы, благодаря сравнительно высокому уровню образования, составляют очень значительную долю индийских работников в арабских странах). Туризм также является важнейшей составляющей экономики штата. Помимо пляжного отдыха, туристов привлекают заповедники, а также традиционные медицинские клиники (Керала считается родиной медицинских практик Аюрведы)

Керала — одна из наиболее популярных среди туристов частей Индии. Тропический климат Малабарского берега, пышная растительность, уникальная культура и традиции региона привлекают огромное количество посетителей из-за рубежа. Журнал National Geographic Traveller назвал Кералу одним из «десяти райских уголков мира» и одним из «50-ти мест, которые нужно посетить в жизни».

Ковалам - деревня на побережье Аравийского моря, расположенная в 15 км. от столицы Керала города Тривандрума.
Первоначально бывший небольшой рыбацкой деревенькой, сегодняшний Ковалам - один из самых популярных пляжных и аюрведических курортов в Керале. Все его побережье теперь застроено многочисленными отелями, ресторанами, аюрведическими клиниками и магазинчиками.

В тоже время по утрам и на закате вы можете понаблюдать как керальские рыбаки вытаскивают на берег свои сети или выходят в море на традиционных лодках, что представляет собой одну из главных туристических достопримечательностей деревеньки.

Ковалам представляет собой вполне благоустроенный поселок, в котором туристы могут найти все необходимое для отдыха и не чувствовать себя оторванным от цивилизации, поэтому в сезон население Ковалама увеличивается за счет приезжих.

Цены на еду в ресторанах вполне средние и не отличаются от цен на других пляжных курортах Индии.
Мы ели примерно по 400 рупий на человека. Сложно сказать, зависит от аппетита.
Цены на одежду и украшения, которыми тут торгуют в основном тибетцы и кашмирцы выше средне-индийских.
Я бы сказала, раза в 2…

Пляж Ковалама представляет собой довольно длинную и довольно узкую полоску песка, отданную туристам.

Коровы здесь не ходят, торговцы не пристают и местное население вполне либерально относится к полу-голым европейцам в купальных костюмах.

Прилежащее к Коваламу побережье застроено благоустроенными ресортами, цены на которые исчисляются в евро, а не рупиях. За эти деньги вы можете получить как уровень сервиса, близкий к европейскому, чистый частный пляж, сбалансированное аюрведическое питание, назначаемое по рекомендации врача (аюведа-вайдьи), а также комплекс медицинских процедур в том числе и традиционный аюрведический массаж.

В самом Коваламе также нет недостатка в аюрведических салонах, цена часового масляного массажа начинается от 400 рупий, массаж с сандаловой пастой от 700, с широдхарой от 800 рупий. Впрочем, цены на процедуры сильно зависят от сезона, к тому же поскольку предложение в несезон превышает спрос, владельцы салонов готовы предоставлять значительные скидки на свои услуги, так, например, скидку на неделю массаж мне озвучили в 40% от стоимости дня, умноженного на 7. Так что торгуйтесь, сравнивайте и выбирайте лучшее за меньшие деньги.

Мы были уже в конце сезона. С 1 апреля там магазины закрываются и уезжают владельцы по домам. Дополнительный массаж широдхару мы заказывали в своем отеле за 800 рупий. В том отеле, где нам делали Абхьянгу, за Широдхару брали 1300 рупий, но гарантировали, что все разы будут делать Вашим маслом. И я видела на подоконнике бутылки с именами подписанными. В нашем отеле может такой гарантии не было, но я просто хотела попробовать, что это такое, поэтому решила сэкономить.

ВАЖНО: проверяйте чем вас будут массировать перед началом сеанса, обычно дают понюхать ароматическое масло, а на вас выливают обычное, я ловила за руку массажистов, после чего они увеличивали концентрацию душистых масел;)
Это была цитата из интернета. Я ее оставила на всякий случай для информации. У нас такого не было, Тахир выбрал достойный отель, так что сомневаться не приходилось.

В Коваламе посетили индуистский храм Sree Krishna Swamy Temple, умывались огнем.
=================

Примерно на 9-й день пребывания, ездили на тук-туке в Варкалу.

Варкала (англ. Varkala, малаял. വര്ക്കല) — город в индийском штате Керала, в округе Тируванантапурам. От Ковалам примерно 2 часа езды. За поездку с нас взяли 1300 рупий за тук-тук. То есть на двоих за рейс туда и обратно и подождали нас, пока мы покушали в ресторанчике и посетили храм Кришны. Фотографировать не стали, но можно посмотреть фотки тут:
“Храм Джанардана Свами”

Джанардана - одно из прозвищ Кришны, соответственно храм посвящен ему. В храм ведет длинная лестница, обувь следует оставить внизу. Лучше всего посещать в часы утренней пуджи (примерно с 6 часов утра).

Небольшой, но очень уютный храм вайшнавов. Храму около 2000 лет. Так что - это очень намоленное место. На территории храма растёт огромный великолепный баньян.
Есть дерево, на которое привязывают кукол, вкладывая в этот обряд желание забеременеть.
Как во всех храмах Индии посещать храм нужно босиком. Перед центральным входом есть платная камера хранения. Храм располагается на берегу пруда, который паломники используют для омовений.

Как только попадаешь в этот храм, сразу же чувствуется, что он древний. Потрясающая атмосфера.
=================

В конце была поездка в Каньякумари самую южную точку Индии –дальше только Антарктида, и та через много дней плавания!

Здесь, не вставая с камня на берегу океана можно встретить рассвет и проводить закат.

Каньякумари — город вечной невесты Шивы, так и не ставшей женой.
Название Каньякумари, происходит от имени Кумари Амма, Храма Каньякумари, расположенного на самом кончике мыса Коморин, в месте слияния вод Бенгальского залива, Аравийского моря и Индийского океана.
Легенды Каньякумари

Канья Дэви, которой посвящен храм Каньякумари, является одним из воплощений Паравати, жены Шивы. Канья — вечная невеста, по преданию, ее свадьба с Шивой была назначена, но на ритуал Шива не явился.

Говорят, что свадьба Каньи и Шивы была назначена на безлунную полночь. Шива вовремя закончил сборы и глухой ночью отправился к Канье. Один брамин, преданный Шиве, не знавший, с кем назначена Канье свадьба, чтобы сохранить ее девственность для Шивы, увидев жениха, направлявшегося к дому Каньи решил разладить свадьбу. Он схватил петуха и заставил его кричать. Шива услышал крик петуха, понял, что он опоздал к началу ритуала и вернулся к себе. Свадьба не состоялась и рис, заготовленный для пира, остался не сваренным. Говорят, что зерна риса окаменели и их до сих пор находят в песке и гальке на побережье. Говорят, что свадьба еще состоится, что сохранившая девственность Канья дождется своего жениха и, что всякий, кто нашел камешек в форме рисового зерна на здешних берегах станет гостем на свадьбе и все рисины соберутся снова вместе и будут приготовлены.

Город Каньякумари знаменит сразу тремя фактами, плавно вытекающими один из другого.
Во-первых – это самая южная точка Индии и, как следствие – всего материка.
Во-вторых – это место слияния трех "морей": Аравийское море, Бенгальский залив и Индийский океан.
В-третьих – здесь в одной и той же точки можно встречать как рассвет, так и закат. А, и даже в-четвёртых – это может показаться странным, но это единственное место в Индии, где можно искупаться в Индийском океане. Да, мы тоже считали, что Индийский океан омывает берега Индии =)

Побочным фактом всего вышеперечисленного является то, что Каньякумари пользуется повышенным спросом у индийских туристов и паломников.

Мемориал Свами Вивикананды стал одним из самых привлекательных мест, посещаемых туристами. Вечером 25 декабря 1892 года Свами Вивекананда, прибывший на Каньякумари как паломник, переплыл это расстояние и провел на бесплодном островке три дня в медитации. Здесь он решил посвятить себя служению родине и распространению послания веданты. В память о его посещении этих мест был построен мемориал. Памятник представляет собой уникальную структуру из красного и коричневого гранита. Он был построен в 1970 году и представляет собой смесь различных архитектурных стилей Индии. Судоходная корпорация Пумпухар наладила регулярные рейсы парома к этому памятнику из бухты Каньякумари.

Рядом с Мемориалом Свами Вивекананды, на другом острове, высится почти 40-метровая статуя тамильского поэта-святого Тхируваллувара. Эта статуя была открыта 1 января 2000 года. Ее высота совпадает в цифровом выражении с числом глав (133) и куплетов (1330), сочиненных святым-поэтом и содержащихся в его великом литературном труде "Тхирукурал", который считается кодексом поведения и этики для человечества, на более чем 60 языках. Этот великий поэт родился за 30 лет до рождения Иисуса Христа.

Кроме имени Вивекананды, Каньякумари связан также с именем Махатмы Ганди, на берегу стоит посвященный ему мемориальный храм, он также бывал здесь в своих путешествиях по Индии.
=====================

На обратном пути в Дели посетили Мейн-базар.
Там кушали в кафе, где за кассой работает сикх в тюрбане (не знаю, как правильно называется). Там вкусно и вроде не очень дорого. Есть каша (поридж) и вообще в меню не только индийские блюда, но и европейские тоже есть.

По той же стороне, где кафе, был магазинчик с сувенирами. Там 3 этажа всякой всячины. Фигурки, статуэтки, чаши тибетские и прочее. Цены вроде бы хорошие. Но наличных у нас столько не было, чтобы расплатиться, и мы решили воспользоваться карточкой. Так оказалось, что сверху заплатили 12 процентов или даже больше… потому что за эту операцию и банк взымает плату и магазин…в общем, все желающие…)))

Что еще сказать, не знаю.

Отель на обратном пути стоил 2000 рупий/сутки на двоих.

В итоге поездка обошлась около 2 000 евро. Я еще хочу.))) Надо начинать копить.