воскресенье, 12 ноября 2017 г.

Отзывы о севе в лагерях:


Сева на Санскрите означает бескорыстное служение другим. И на духовном пути Сева - очень важный момент. Когда мы получаем энергию с помощью дыхательных практик, медитации и йоги, нам следует направлять ее на служение другим. Иначе, если концентрировать ее на себе, то могут раздуться такие уровни нашего существования, как эго, например 😉, что может привести к нежелательным и непредсказуемым последствиям😊

В наших лагерях участвуют только волонтеры, как учителя, так и кухня и все остальные помощники. А когда мотивация людей - делать этот мир лучше через свой посильный вклад в общее дело, бескорыстно помогать другим, тогда создается очень чистая и мощная энергия, трансформирующая всех, кто попадает в ее поле. И дети, видя такое отношение к жизни, тоже это впитывают, зачастую меняя свое привычное восприятие и подход к жизни. 

«Первый раз я была в лагере два года назад. Не было работы и поехала ради интереса. Новый опыт, новые знания.
Понравилось очень. Обстановка, ощущение возможности поделиться тем, что ты умеешь и любишь (моя профессия повар).
Через год уже такой возможности не представилось. И вот в этом году -  опять я в лагере.
Удивительное ощущение семьи, где тебе рады и ждут тебя. Находиться в этом -  настоящая благость.

Важно то, что здесь учителя на каждом шагу. Будь-то дети или взрослые. Умение находиться в коллективе и принимать ситуацию и людей такими, какие они есть. Отдавая частицу себя, ты получаешь в разы больше.  Вечером валишься с ног от усталости, а утром такой заряд бодрости, что готов горы свернуть. Всегда поддержат и посоветуют. Находишься все время на подъеме. А сколько нового ты узнаешь! Хочется еще и еще раз сюда вернуться. Надеюсь, что позовут».

С благодарностью Вера Сергеенкова, г.Силламяэ
===================================================
Почему я поехала в лагерь ART-EXEL делать севу на кухне?

Ещё прошлым летом почувствовала очень сильное желание попробовать себя
в качестве помощницы на кухне в каком-нибудь лагере. Но все вакантные места
были уже распределены заранее. Зато этим летом мне удалось работать под началом Вероники в двух лагерях подряд.
Это было удивительное время. Небольшой дружной группой, выкладываясь на 100% и больше мы резали, парили, пекли, варили на всю большую команду лагеря. Кухня -это отличное место, где можно реально оценить свои сильные и слабые стороны, проверить своё тело на выносливость - мы же регулярно занимаемся йогой. Погрузиться в мир аюрведической кулинарии. Готовить правильно, даже под руководством Вероники было не просто. Я поняла, что мне надо собираться на курс Аюрведа 2.
Я первый раз была в детском лагере, столько узнала и увидела нового, что всё описать не получится.
Наверно мой восторг был не меньше чем у наших умных, добрых, весёлых, талантливых и красивых детей и их старших помощников. Красивое тихое место, непредсказуемость и динамика каждого нового дня, сделали это время волшебным. Жаль, что оно продлилось недолго, Спасибо большое за возможность
севы и доверие.

Ирина Груздева, АОЛ г.Силламяэ


Мой первый опыт.


Поработать в лагере на кухне я мечтала давно и конечно же из личных побуждений:
два кулинарных курса пройдено, а в моем меню всего несколько блюд, которые получаются вкусно. Я решила, что мне нужен практический опыт.  И в прошедшее лето мне удалось приехать в лагерь, правда, всего на одни сутки.
Мне поручали мыть кастрюли, чистить овощи, резать картошку, лепить сладости, жарить кабачки, и даже сварить пшено для Илонки! Вроде бы простая обыденная работа, но поверьте, под присмотром Вероники это так не кажется, каждое действие ощущаешь, как процесс: каждому свое задание, потом Вероника соединит, приправит и такая вкуснятина выходит!! Конечно мне не хватило времени уловить как это происходит. Физически работа достаточно трудная, зажатая во временные рамки, порой получаешь и резкие замечания, но это неважно, здесь проникаешься процессом приготовлением пищи, уважительным отношением к ней. В общем, я приеду еще не один раз.
-- 
Людмила Смолдарева
г.Нарва
================================================
Сева. Лагерь. Кухня. Незабываемое впечатление.
Легко, весело и как-то даже беззаботно. Замечательная команда, которая очень тепло приняла меня "новенькую".
Усталости почти совсем не чувствовалось: ежедневные практики сделали своё дело. Без иронии хочу поблагодарить Веронику за один подъём в 4.30. как оказалось, ничего в этом нет страшного. Я работаю с 6 утра и никак не могла найти время для ежедневных практик. Теперь я каждый рабочий день встаю в 4.30, делаю практики, не пью кофе по-утрам и лень потихоньку отступает 😋 Но самое, на мой взгляд, важное, что я давно знала, но теперь просто "нутром" ощутила: какое счастье просто отдавать и не ждать за это награды. Не важно, что "награду" всё-таки получил в виде новых знаний и впечатлений (до сих пор перевариваю:) ) Но я же её не ждала :) Осталось ощущение, что я , как ни странно, хорошо отдохнула. Но отдохнула не телом, а душой: на кухне царило такое умиротворение, все понимали друг друга с полуслова, друг другу помогали, ни разу я не почувствовала никакого "напряжения" в воздухе.  Огромная всем Благодарность!!! ВСЕ НА КУХНЮ!!!   👣 👣👣
Марина Сашнёва, г.Валга.
==================================================
Отзыв о севе в летних лагерях - почему приезжаю снова и снова?

Хороший вопрос )))
хочу помочь людям (а здесь детям и подросткам) стать лучше.

хочу быть частью чего-то большого, дружного, радостного.
научиться работать в команде
быть хорошим товарищем
проработать свои несовершенства.... стать лучше!

и сева в лагерях отличная возможность !! для этого!
поэтому снова и снова...
приезжаю на севу в лагеря...😊
и всех приглашаю в нашу великолепную команду.

С уважением,
Вероника Бойко
==============================================
В лагерь Art Excel, я поехала впервые волонтёром. По мне так, волонтёрство - это всегда хорошее дело! Я люблю детей и решила себя попробовать в роли ассистента в лагере! Я помогала деткам развиваться и формулировать свои идеи в действиях! В этом лагере мне очень понравилось, такой большой опыт общения с детьми. Развивали детей и сами тоже развивались. Познакомилась с многими хорошими людьми. Также были утренние практики йоги, общее дело сплочало нас. Понравилось стремление, что команда старалась быть единой. Песни под гитару, игры и отрядные танцы, были очень интересны. При возможности, с радостью бы поехала ещё в чудесный лагерь, Art Excel! Спасибо большое Анна, за такую возможность побывать в лагере и развиться в новом направлении!
Аннели Бочарова, г.Нарва
====================================================
Мне очень нравится общаться с детьми. Это особый мир. Мир естественности, открытости и откровенности. Может кто-то скажет, что с детьми сложно. С детьми нельзя быть не собой, нельзя притвориться и не быть искренним, они не примут всего этого. Поэтому с детьми ты становишься естественным. Нужна, конечно, некоторая закалка и опыт, чтобы организовать этот вулкан энергии. Кроме того дети не умеют скрывать свои эмоции, они будут их выражать в любом случае плачем, непослушанием или еще как-то. Но любовь и принятие - это самое важное, что можно дать ребенку, чтобы он чувствовал опору и надежность в лице взрослого. Как можно всё это не любить? Поэтому провести целую неделю с детьми в лагере - это моя мечта. Я еще в детстве мечтала  организовать детский дом! Сейчас я понимаю, что это несамая лучшая забота о детях. И как раз «Искусство жизни» дает нам возможность проявить все наши лучшие качества и позаботиться о нашем будущем, о наших детях.  
Люда, Санкт-Петербург
====================================================

Зачем мы, взрослые, завязанные на своих семьях, работе и прочих " важных" штуках:), откликаемся на участие в детских йога-лагерях? Причин много и все они важны... Сколько времени в "обычной" жизни мы посвящаем творчеству? Где отключаем, насколько это возможно, разум, снимаем серьёзные маски и открываем сердце, душу... Где мы можем сами побыть детьми, не бояться быть смешными, нелепыми, покривляться, поиграть, потанцевать, много шутить и смеяться, и всё это максимально естественно и искренне.... Как здОрово видеть радость на лицах девчонок и мальчишек!!! А ещё круче, когда те же чувства и эмоции транслируют взрослые дяди и тёти:)))

Когда-то прочитала интересную мысль: Наши таланты (ну, если поскромнее, то способности) - это подарок Бога, а вот то, как мы их реализовываем - это наш подарок Творцу... Поэтому, с удовольствием принимаю скромное участие в летних праздниках лагеря, и надеюсь, по мере своих сил, смогу и дальше быть полезной!
С благоДАРностью и любовью ко всем организаторам и участникам,
Надежда. Йыхви.💓💓💓
====================================================

Знаешь, детский лагерь - это особый мир с его разнообразием характеров, привычек, амбиций, эмоций, смесь восторга и разочарований, это любовь и радость жизни. Стать частью этого мира, слиться с ним, чувствовать его - это то, ради чего нужно сюда приехать. Сначала я ездила в лагерь, чтобы помочь ребятам чему-то научиться, сделать интересным их досуг.
Сейчас я понимаю, что цель изменилась.
Я еду в лагерь, чтобы в очередной раз пройти какой-то урок осознания и принятия себя и других в этой жизни, понять свои сильные и слабые стороны на данном этапе. Здесь ведь не спрячешься в домик - все на виду и множество отражений в зеркалах. Не зря говорят, что дети - это лучшие учителя, от них ничего не скроешь, они все видят, понимают и дают именно те уроки, которые тебе нужны.
Хочешь или нет, когда приезжаешь в лагерь, активизируются творческие способности, т.к. здесь без этого нельзя. С творческими личностями(детьми) нужно быть на одной волне, нужно быть и фантазером, и актером, и художником. Когда ощущаешь, что ты все это можешь, это очень ценно. Лагерь-это конкретное место, где всегда находишься в настоящем моменте - здесь и сейчас.
Еще один момент, почему хочется ехать в лагерь - вегетарианская еда, приготовленная с любовью и желанием всех порадовать разными вкусностями. Где еще можно так вкусно и с пользой покушать?
 Я езжу в лагерь, потому что это просто часть моей жизни.
                Елена Шапочникова. 
                Учитель Art Excel & YES.
================

Перед тем как рассказать о своём ОПЫТЕ (не работы) в лагерях ART EXCEL и YES, я расскажу о своём пути в вожатском деле.

Я начал работать в лагерях с 18-ти лет. Сначала я год проходил курсы (от лагеря Вихасоо) и стал вожатым. Эта была очень серьёзная подготовка: много теории и практики. Потом я прошёл ещё курсы и стал воспитателем. Я работал в разных лагерях: Vihasoo, Kotka, Ole Lukoe. Сейчас мне 27, и я не пропустил ни одного лета в качестве вожатого, хотя бы одну-две смены я работал. Я очень люблю лагеря, в которых я работал, и благодарен всем своим коллегам за этот бесценный опыт. Именно благодаря им я пошёл учиться на молодёжную работу и связал свою профессиональную жизнь с этим делом. 

Персонал лагеря
Когда я стал заниматься в Искусстве жизни, то несколько лет подряд меня звали в лагеря Art Excel и Yes, но по разным причинам я делал выбор в пользу других лагерей. Однако моё любопытство росло, к тому же я стал учителем курсов для детей и подростков и вот в этом году я взял отпуск и записался на все лагеря. И я не то, что не пожалел, я просто в восторге. Конечно отличий от предыдущих лагерей масса. Начнём с того, что все люди, которые работают в лагере - это волонтёры, включая кухню. А когда твоя мотивация - это дарить людям отдых, служить, то это атмосфера повышенной ответственности людей, любви, тепла, заботы.  (Стоит конечно отметить, что и в других лагерях много волонтёров, да и зарплата которую обычно получают вожатые очень маленькая, так что в целом НИЗКИЙ ПОКЛОН вообще всем, кто работают в лагерях.)
Однако, чтобы все, включая кухню, работали абсолютно безвозмездно, зачастую тратя свой единственный отпуск - это конечно сильно меня впечатлило. 

Еда
Это потрясающе. Кухне надо поставить памятник. Такую вкусную, здоровую растительную пищу в лагерях я ел впервые. По приезду домой, я уверен, каждый ощутил нехватку лагерной выпечки и прочих изысков. Спасибо! 

Лагерь одна семья
По началу меня смутило то, что нету чёткого разделения на отряды по возрастным особенностям. Я так к этому привык, что малыши с малышами и к ним приставлен воспитатель и на каждом отряде своя деятельность, часто не зависящая от общей лагерной деятельности. 
Здесь же такого нет вообще. Нет отрядов, зато есть команды, где дети разного возраста учатся жить и работать вместе, независимо от возраста и способностей. Старшие присматривают за младшими: заплетают косички, присматривают, помогают во всём, что нужно. К середине лагеря все знают всех. Это уникально.

Распорядок дня
Ещё один момент который меня удивил. Активность происходит постоянно, но она сменяется глубокими расслабляющими техниками. Медитации, дыхательные техники, йога, расслабление. Всё это заменяет тихий час, которого как такового НЕТ (!). Это произвело революцию в моём сознании… правда… когда я отработал 9 лет и всегда тихий час БЫЛ, а тут НЕТ!?!?!?! как? но он и не нужен, потому, что программа сделана так, что дети получают отдых во время практик. Лично по себе заметил... сна у персонала практически нет, при этом не устаёшь. У меня таких глубоких медитаций, наверное, нигде не было.
И ещё, когда я вернулся домой, я был ЗДОРОВ! Вы можете удивиться почему я это подчёркиваю, но если вы хоть раз поработали вожатым в обычном лагере хотя бы 2-3 смены подряд, то вы поймёте, о чём идёт речь. Там - брать с собой капли для носа, таблетки от боли в горле - обычное дело. Вечный недосып, садится голос, засыпаешь на ходу иногда, а после лагеря проспать 24 часа мёртвым сном это вообще традиция.
В ART EXCEL и YES такого не было и подавно. Энергия бешеная, много активности и при этом самочувствие прекрасное во время лагеря и после. Мне это удивительно…

Дети и атмосфера
Все дети хорошие и всё-таки в этом лагере они особенные. Мне сложно это передать словами, это надо прожить. Они как будто светятся, раскрываются с таких сторон, с которых вообще не ждёшь… если говорить про детский лагерь, то название "Через всестороннее развитие В совершенстве" полностью себя оправдывает. Именно всестороннее и именно развитие, а не только отдых. Ведь главная задача любого лагеря какая? дать ребёнку отдых от школы и с этой задачей мы справились на 5+, а когда ребёнок уезжая забирает с собой такие ценности как: взаимопомощь, ответственность, дружелюбие и так далее, то это лучшее, что может быть.
Про лагерь YES и YES2 я могу говорить только фразами "это было вау и супер"... YES - это умение работать в команде, навык который жизненно необходим. YES2 это возможность погрузиться глубоко в себя - такой опыт, который подросток не получит нигде больше - это я говорю с огромной уверенностью. Для меня это был новый курс, и я счастлив, что мог прикоснуться к этому чуду. Может это звучит слишком сладко, но других слов у меня нет. Я бы никогда не поверил, что такой глубокий опыт и такие позитивные трансформации могут происходить с людьми меньше чем за неделю, но это факт. Желаю всем получить этот опыт.

Начинка лагеря 
Уже немного коснулся этой темы, но повторюсь. Здесь, как и в обычном лагере есть игры, творческие задания, соревновательная деятельность, приключения и многое другое, но есть одно большое ОТЛИЧИЕ, а именно, ничего не делается ПРОСТО ТАК, ради веселья. Всё связано красной нитью ЗНАНИЙ и любая игра, любой процесс чему-то учит. Игра и обучение здесь неразделимы и это именно так, как устроена природа. Мы учимся через игру, а в лагере это происходит осознанно. 
Отдельная душевная составляющая - это притчи на ночь =) Это здоровская традиция лагеря.

Я бы мог ещё много чего написать, но главное, что хочется сказать - это то, что я вернусь туда снова, не чтобы работать, а, чтобы встретится со своими старыми друзьями и познакомится с новыми! =) Думаю именно за этим из года в год ребята едут сюда как на праздник =))

Ещё раз огромное всем СПАСИБО! Родителям за доверие, детям за улыбки и открытые сердца, персоналу за служение!

Саша Арабкин,
Учитель курсов для детей и подростков АртЭксель и ЙЕС.
=================
Что для меня значат Летние лагеря «Искусства Жизни»?

Это особый, совершенно уникальный и автономный мир. Мир счастья, безусловной любви, трудностей и их преодоления, колоссальнейшего роста как участников, так и помощников. Ты наблюдаешь за тем, как новички становятся смелее, ярче и раскрываются из глубины, а старички, которые уже прошли по 5-10-15 курсов и лагерей (таких обычно больше половины) мечтают о том, когда они перерастут заветный рубеж в 12 с чем-то лет (вообще-то, официально 13 лет, но можно же поплакаться и сказать, что у тебя день рождение где-то не там, и тебе будет уже почти 13, или 12 с половиной…) и смогут пойти в Подростковый лагерь ЙЕС и после этого стать ассистентом в детском лагере.
У нас обычно есть ассистенты-взрослые, и есть полуассистенты-подростки – это те, кто уже вырос чуть-чуть из детского возраста, но не стал еще таким независимо занятым подростком, озабоченным только своими проблемами – таких помощников в последнем лагере было, кажется, 11 или 12. И их пример вдохновляет на столько, что в этом году просьбы от детей взять всех в ассистенты не прекращались ни на день!!!
На самом деле, это семья!!! Большая, дружная, любящая семья… Мы не прощаемся слезно, когда уезжаем, потому что знаем, что очень скоро увидимся, либо на детских курсах, либо в следующем году в лагере, либо еще где-нибудь.
Но самое неповторимое в лагерях и на детских курсах – это НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ!!!!  В лагере он тотальный!!!! У тебя просто нет шанса выпасть хотя бы на секунду из настоящего момента, ты просто обязан в нем быть, или иначе… иначе просто невозможно….  А, как мы знаем, только в настоящем бывает счастье… Поэтому в лагере счастье не прекращается никогда... оно просто везде и всегда…

С того времени, как в Эстонии начали проводиться летние лагеря «Искусства Жизни», в 2013 году мы провели первый лагерь (АртЭксель для детей 8-13 лет) я не пропустила ни одного лагеря, став таким образом неотъемлемым атрибутом летних лагерей, как Дед Мороз на Новый год. Но в этом году обстоятельства сложились так, что я не поехала в подростковые лагеря (ЙЕС и ЙЕС!2). Если хотите услышать мое мнение, то оно таково. Да, я держала руку на пульсе лагеря. Да, я знала, что там происходило. Да, я прекрасно осознавала глубину проводимых процессов и трансформации, через которую проходили подростки. Да, я видела фотки. Да, я читала отзывы. И что???? У меня создалось только отдаленное представление об этом уникальном мире Подросткового лагеря, который я пропустила. Я знаю, что он был, знаю, что все получили колоссальнейший опыт, но ты не можешь прожить этот мир, если тебе не посчастливилось в него попасть. Он просто прошел стороной, не задев твоей жизни.

Поэтому можете читать отзывы, можете смотреть фото, можете стараться представить, что и как там происходит, но для того, чтобы прожить это состояние и получить свой собственный опыт, нужно туда поехать и сделать себе такой подарок – дать шанс пожить в настоящем моменте детского счастья и любви!

Добро пожаловать следующим летом!!! Присоединяйтесь к нашей замечательной команде!!!

Аня Рыбальченко,
Учитель курсов для детей и подростков АртЭксель и ЙЕС.
==================